Профессионалы копирайтинга оценивают тексты не только с позиции уникальности и смысловой нагрузки.
Среди критериев оценки присутствуют также такие понятия как «размытость», плотность употребляемых ключевых слов и фраз и тошнота текста. Фактически, последние два понятия можно объединить между собой, поскольку определяют они практически одно и то же — отношение повторений в тексте к общему его объёму.
Начнём с такого понятия как тошнота текста. Представьте себе статью, где одни и те же слова повторяются в каждом предложении. Вам будет комфортно её читать? Вряд ли. Скорее, к концу первого абзаца у читателя пропадет всякое желание продолжать чтение. Именно этот эффект и называется «тошнотой».
От чего зависит тошнота текста?
Тошнота или однообразность используемых выражений — прямое следствие бедного словарного запаса автора. Ещё в школе нас учат хотя бы чередовать существительные и личные местоимения в предложениях, следующих в тексте друг за другом.
Но нередко копирайтеры пренебрегают даже этим простым правилом. И в итоге мы получаем текст, в котором явно не хватает лёгкости, той самой «читабельности», которая так ценится пользователями.
Тошнота текста приводит к тому, что процесс чтения становится похож на движение по разбитому дорожному покрытию: ухаб… немного асфальта… ещё ухаб. Такой ритм утомляет и вызывает у читателя дискомфорт. А обилие повторяющихся слов лишает смысла даже самый полезный материал.
Тошнота текста: как распознать
И всё же тошнота текста далеко не всегда воспринимается со знаком минус. Так, наличие достаточного количества тематических признаков в материале позволяет поисковым системам гораздо быстрее распознать его принадлежность к той или иной категории. В итоге, сайт будет гораздо проще найти по тематическим запросам в выдаче — он будет попадать в поисковое ранжирование естественным путём.
Вообще, вычисление часто повторяемых слов в текстах проводится по двум схемам, которые условно именуют:
- академической (вычисляющей общий процент повторений в тексте)
- классической (с более сложной схемой подсчетов, основанной на формуле: квадратный корень, вычисляемый из числа повторений наиболее часто встречающегося слова.
Стандартный порог тошноты в тексте не должен превышать 8%. Хорошими значениями принято считать показатели в 4 — 6%. Определить эти значения для конкретного материала можно, воспользовавшись помощью специальных сервисов (isito.com, miratools.ru).
Важно, чтобы наиболее частые повторы слов в тексте приходились на «ключевики». Иначе будет теряться не только смысловое, но и практическое значение таких материалов.
Стоит учесть, что тошнота текста нередко путается с плотностью расположению ключевых слов. Выражается «плотность» в отношении объёмов ключевых слов к объёмам самого материала. То есть, при норме в 2 — 5% плотности, показатели в 10% будут чрезмерными. Впрочем, всё, опять же, зависит от величины текста.
Если говорить буквально, то плотность в 2% — это 20 символов на 1000 знаков текста. То есть, допускается двукратное вхождение ключевиков на 10 знаков или четырёхкратное использование коротких ключевых слов (не более 5 знаков длиной).
Но в любом случае, подходя к созданию текстовых материалов с математической точностью, не стоит забывать о главных критериях качества — читаемости, грамотности, осмысленности, стиле подачи информации.
Именно они в большинстве случаев определяют истинную ценность текста. А оценка тошноты в данном случае лишь позволит убедиться в его качестве.