Копирайтинг – это сфера предоставления услуг, где автору напрямую или через биржу приходится общаться с клиентами. А как мы знаем, люди бывают разного склада характера. Одних устраивает итог, другой заказчик текстов наоборот придирается по любому поводу. Конечной инстанцией является копирайтер, и он должен уметь правильно выходить из сложившейся ситуации.
Первые шаги урегулирования конфликта
Критика со стороны заказчика текстов не всегда выражает его недовольство готовой работой. Часто этим проявляется нежелание платить по счетам и простые капризы. Если претензии имеют под собой вескую основу, то человека, заказавшего текст можно понять и необходимо любыми средствами выводить конфликт в мирное русло.
Когда заказчик не хочет платить
Если вы получили письмо с недовольными высказываниями, необходимо не нервничая выполнить следующие действия:
- успокаиваемся и трезво оцениваем ситуацию;
- смотрим на проблему со стороны заказчика и пытаемся понять его позицию;
- отвечаем на критику правильно.
Действие первое – учимся успокаиваться
Многие авторы болезненно реагируют на критику заказчиков своих текстов. Боязнь потерять работу выражается в нервозности и депрессии, порой перетекающей в агрессию по отношению к работодателю. А ведь этим вы наоборот отпугиваете человека. И большинство копирайтеров начинают сходу отвечать на критику, даже не разобравшись в причинах.
Первое что нужно сделать – снять напряжение. Отойдите от компьютера и выпейте кофе. Глубоко вздохните и постарайтесь прогнать прочь агрессию. Теперь оцените какие претензии вам предъявлены. Возможно депрессивная реакция беспочвенна?
Примеры критики могут быть следующие:
- ваша статья полный бред, предложения совершенно бессвязны – я аннулирую сделку и платить не буду;
- в целом текст неплохой, вот только вы неправильно описали инструкцию сборки кровельной конструкции;
- текст неплохой, но нет цепляющих слоганов, побуждающих человека к действию;
- ваша работа мне не очень нравится, например, вы не понимаете различия между сосной и березой используемых в банной отделке и говорите, что древесина дышит – это совершенно не соответствует действительности.
Действие второе – понять и простить
Какие бы ни были претензии заказчика текстов – проблема есть и из ситуации необходимо искать выход. Чтобы понять недовольство человека, поставьте себя на его место и подумайте – были бы вы довольны если вам прислали текст с ошибками?
Скорее всего ответ будет положительным, а это значит, что необходимо вносить в текст заказчика изменения. Если по-вашему проблема неактуальна, то нужно идти на контакт с заказчиками и выяснять причину не информативности.
Например, в первом примере нет никаких доказательств того, что ваша работа не соответствует нормам. Скорее всего проблема кроется в нежелании заказчика текста платить. Это один из проблемных случаев. Если вы действительно сделали массу ошибок, клиент присылает «скрины» неточностей или выделяет найденные ошибки в «ворде».
Во втором случае есть указание на конкретный недочет. Это нормально, потому что копирайтер не может быть профессионалом в любой области, да просто могут сказаться причины усталости, вызванные переработкой. Обычный рабочий процесс и спокойная критика.
В третьем примере заказчика текстов все устраивает, но он хочет, чтобы вы выполнили дополнительные действия. Если это было прописано в ТЗ – ваша вина. При отсутствии договоренностей – неправ заказчик.
В третьем примере очевиден факт того, что клиент попросту сам некомпетентен в определенных вопросах и хочет таким образом самоутвердиться перед автором. При этом вы прописали все правильно, согласно техническим требованиям.
Действие третье – правильно решаем проблему
Реакция на критику может быть различной. Все зависит от характера копирайтера и заказчика текстов, а также личных амбиций обоих сторон. Но как бы то ни было, нужно сдерживать себя и любыми способами избегать конфликтов, уважая при этом свой труд и работу заказчика каким бы он ни был. Хотя последний пункт спорный, бывают индивидуумы не заслуживающие уважения.
Для решения проблемы непонимания с заказчиком текстов, можно использовать несколько способов.
- Пытаемся получить больше информации. В первом случае, когда клиент без объяснения причин говорит, что ваша работа – полный бред, нужно уточнить что ему конкретно не понравилось? Ответ типа – «все» или «статья полный бред» – это не оправдание, а предпосылки к нежеланию платить по счетам или снизить стоимость работ. В этом случае постарайтесь выяснить что не так, не переходя границы вежливости. Особенно если вы работаете на бирже копирайтинга.
- Реагируем жестко. Если клиент разовый – разрывайте с ним отношения в жесткой форме, но без сарказма. Вы потратили силы и время чтобы написать заказчику текст, а он не соблаговолит даже выделить ошибки? Пожелайте ему дальнейшего алчного существования.
- Соглашаемся на доработку. Здесь я порекомендую не просто исправить статью, а написать еще один уникальный текст. Отправив его на проверку первый можно выставлять на продажу на бирже копирайтинга. Если же и вторая работа не понравится, то проблема уже кроется в голове клиента, пусть он конкретнее расписывает ТЗ. Ну а вы можете и вторую статью выставить на продажу.
- Советуемся с заказчиком. Этот вариант работает, когда выписали копирайт на незнакомую тему, из нескольких источников, и заказчик текста выделяет что вы неправильно преподнесли информацию. В этом случае нужно сохранять источники и предоставив их клиенту, вместе решить, как быть. Адекватный человек поймет вас и поработает над исправлением.
- Деликатно заканчиваем сотрудничество. Эта рекомендация подходит, когда вас просят доделать текст, при этом в ТЗ не было прописано того, что от вас требует заказчик. Обычно так поступают скряги, пытающиеся любым способом сэкономить. Ну что вам стоит написать несколько строк с призывом к действию? А ведь это уже совершенно другой формат письма. Вежливо дайте понять, что вы выполнили свою часть работы, а то что от вас требуется дополнительно оплачивается отдельно. И я бы с таким клиентом больше не связывался. Люди относящиеся к данной категории всегда чем-то недовольны.
- Расширяем спектр услуг. Такой подход к делу позволит не только завуалировать критику, когда заказчик просит доделки текста, но и заработать больше. Но нужно правильно преподнести клиенту информацию. Если вы заранее об это позаботились – отлично. Если просьба поступает после проверки, можно ответить примерно так – «отлично я доделаю по вашему желанию и предлагаю добавить еще продающих фраз, и вписать их согласно правилам написания продающих статей– так то и вот здесь». Но стоит это будет немного дороже.
Не пассивный подход, когда вы вроде и соглашаетесь доработать текст заказчика, но при этом выставляете дополнительный счет срабатывает как бомба азарта. Вы по достоинству оцениваете его идею, вроде, как и заинтересованы в решении задачи по повышению эффективности.
Действие четвертое – когда заказчик неправ
Есть определенное правило – клиент всегда прав. Но к копирайтингу оно относится только отчасти. Если заказчик «ни в зуб ногой» в определенной теме и при этом учит вас как нужно делать, при том что вы сами построили баню и написали по этой теме массу статей.
Решением в этом случае будет детальное «разжевывание» информации. Не верит вам, приведите примеры из сети, предоставив ему ссылку на материал. Самый действенный вариант поискать информацию в «википедии». Заказчику вашего текста просто нечем будет парировать доказательства. Но, при условии, что вы правы.
Если же клиент все равно настаивает на своем, и говорит, что «пенопласт не крошится», нужно жестко поставить его на место.
Уважаемый мистер X. Я не могу учитывать бессмысленные пожелания и писать статью, не соответствующую действительности. В решении проблемы я вижу два выхода: или я готовлю материал, соответствующий действительности, который будет полезен читателям вашего сайта или продаю статью на стороне.
Если пойти на поводу у человека, заказывающего текст и написать работу по его требованиям, то в этом случае можно ожидать следующего:
- мало вероятности на конверсию и как следствие снижение спроса;
- вы заденете свое самолюбие;
- и наконец посадите на шею клиента, который будет придираться к любой недоделке.
Однако и плюс в том, что вам оплатят работу тоже весом. Поэтому есть из чего выбирать.
Подводит итог
Итак, какой бы из вариантов выхода из сложившейся ситуации вы ни выбрали, не забывайте о том, что ваш труд и работа заказчика текстов достойны уважения. Если вы халтурили прогнав текст через автоматический сервис, немного доработав – вина ваша, исправляйте ситуацию.
Ну а если вы уверенны в своей правоте – нужно отстаивать честь автора и идти до конца в споре с некомпетентным клиентом. Кто оспорит мои мнения буду весьма рад, потому что у каждого автора есть свой подход в решении подобных задач.